СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

21.07.2024

 

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

-постоянный сбор информации об субъектах контроля, т.е. выполнение функции слежения;

-изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

-компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики: формализованные и мало формализованные методы.

Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надежность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.

Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей может осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга изложено в Адаптированной основной общеобразовательной программе ДОО.

В системе мониторинга ДОО предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

Педагог-психолог осуществляет:

· Оценку нервно-психического развития детей

· Уровень адаптации к ДОО

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей

· Психологическую диагностику личностных качеств

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе

· Психодиагностика по запросам родителей

 

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОО может распространяться на следующие параметры диагностирования дошкольников.

Младший возраст (3-4 года):

• понимание речи;

• активная речь;

• сенсорное развитие;

• игра;

• развитие пространственных представлений;

• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Средний возраст (4-5 лет):

• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);

• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);

• мелкая моторика;

• связная речь (умение выразить свою мысль);

• развитие мышления;

• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;Хочу такой сайт

• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;

• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.

 

Старший возраст (5-6 лет):

• слуховое внимание;

• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла ;

•зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;

• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

• развитие графической деятельности;

• латеральные предпочтения;

• мыслительная деятельность;

• игровая деятельность;

• анализ продуктов деятельности;

• коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

• зрительно-моторная координация;

• ритмическое чувство;

• переключение движений;

• звуковой анализ слов;

• умение определять состав числа;

• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

• составление сюжетного рассказа по серии картин;

• понимание логико-грамматических конструкций;

• установление причинно-следственных связей;

• ориентировка на листе бумаги.

 ФОП ДО и ФАОП До определяет разные направления для работы психолога детского сада с педагогами и родителями. Одна из обязательных задач - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и укрепления здоровья детей.

Федеральная программа рекомендует помнить о приоритете семьи в развитии ребенка, придерживаться принципов открытости, взаимного доверия, использовать индивидуальный подход к каждой семье и учитывать характер отношений ребенка с родителями.

Направления взаимодействия с семьями

                  Диагностика-аналитическое (сбор данных о семьях, их запросов, планирование работы по результатам диагностики.

                  Просветительское (просвещение по вопросам развития детей, выбора методов их обучения и воспитания)

                  Консультационное (консультирование по вопросам взаимодействия с обучающимися различных нозологических или целевых групп, особенностям их поведения и пр.)

  Пункт 16.10. ФОП ДО- выявить и изучить индивидуально-психологические особенности детей, определить причину трудностей в освоении ОП ДО.

  Пункт 28.1 ФОП ДО  закрепляет в числе задач диагностику общего развития и возможностей коммуникации с учетом особенности нозологической группы.

Задания для диагностики ребенка (4-5 лет и 6- 7 лет) с нормой развития и с ОВЗ педагогом-психологом и воспитателем. Изучаются общая осведомлённость, моторная сфера, графические навыки, внимание, память, восприятие, конструктивный праксис, речевая сфера, игровая деятельность, социально-коммуникативное развитие.

Требования к работе с воспитателями по пунктам ФОП

Цель работы с педагогами – обеспечить психологическую поддержку и рассказать о методах развития ребенка – совпадает с целью работы с родителями воспитанников. ФОП выделяет два направления работы специалиста с педагогами: консультативное и информационно-просветительское.


  
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».