21.07.2024
Федеральные государственные образовательные стандарты
предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения Программы следующие требования:
-постоянный сбор информации об субъектах контроля, т.е.
выполнение функции слежения;
-изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью
выявления динамики изменений;
-компактность, минимальность измерительных процедур и их
включенность в педагогический процесс.
При реализации этих требований, в сферу компетентности
педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические,
интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Определение направленности мониторинга предполагает
следующим шагом разработку измерительного инструментария: критериев и методов
проведения диагностических процедур в рамках мониторинга. В качестве методов
мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики:
формализованные и мало формализованные методы.
Формализованные методы: тесты, опросники, методы проективной техники и
психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация,
объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение
инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала,
невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое),
стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления
результатов диагностических экспериментов), надежность. Эти методики позволяют
собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком
виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать
полученные результаты.
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской
деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда
предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются
объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным
явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика
интересов, состояний, настроений и так далее). Следует иметь в виду, что
малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня
культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния
случайных и побочных факторов на результаты диагностики.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных
результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей
может осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что
обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность
методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход
образовательного процесса.
Содержание мониторинга изложено в Адаптированной основной
общеобразовательной программе ДОО.
В системе мониторинга ДОО предусмотрено участие
педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения
планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в
образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного
подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы,
позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
Педагог-психолог осуществляет:
· Оценку нервно-психического развития детей
· Уровень адаптации к ДОО
· Психологическую диагностику познавательных процессов
детей
· Психологическую диагностику личностных качеств
· Диагностику психологической и мотивационной готовности
детей к обучению в школе
· Психодиагностика по запросам родителей
Профессиональная компетентность педагога-психолога при
проведении мониторинга в ДОО может распространяться на следующие параметры
диагностирования дошкольников.
Младший возраст (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение
держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование,
употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка,
аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и
сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительно-пространственный гнозис - познание предметов,
явлений, их значения и смысла ;
•зрительно-пространственный праксис - способность
выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные
действия по выработанному плану;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные
движения;
• развитие графической деятельности;
• латеральные предпочтения;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
Федеральная
программа рекомендует помнить о приоритете семьи в развитии ребенка,
придерживаться принципов открытости, взаимного доверия, использовать
индивидуальный подход к каждой семье и учитывать характер отношений
ребенка с родителями.
Направления
взаимодействия с семьями
•
Диагностика-аналитическое
(сбор данных о семьях, их запросов, планирование работы по результатам
диагностики.
•
Просветительское (просвещение
по вопросам развития детей, выбора методов их обучения и воспитания)
•
Консультационное (консультирование по вопросам
взаимодействия с обучающимися различных нозологических или целевых групп,
особенностям их поведения и пр.)
Пункт 16.10. ФОП ДО- выявить и изучить
индивидуально-психологические особенности детей, определить причину трудностей
в освоении ОП ДО.
Пункт 28.1 ФОП ДО
закрепляет
в числе задач диагностику общего развития и возможностей коммуникации с учетом
особенности нозологической группы.
Задания для диагностики ребенка (4-5 лет и 6- 7 лет) с
нормой развития и с ОВЗ педагогом-психологом и воспитателем. Изучаются
общая осведомлённость, моторная сфера, графические навыки, внимание, память, восприятие,
конструктивный праксис, речевая сфера, игровая деятельность,
социально-коммуникативное развитие.
Требования
к работе с воспитателями по пунктам ФОП
Цель работы
с педагогами – обеспечить психологическую поддержку и рассказать
о методах развития ребенка – совпадает с целью работы
с родителями воспитанников. ФОП выделяет два направления работы специалиста
с педагогами: консультативное и информационно-просветительское.