21.07.2024
Основные направления, формы и методы работы.
Основными направления деятельности психолога являются:
1. Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности; анализ
научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки
развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинариях,
конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление
кабинета.
2. Психодиагностическая работа – выявление условий, препятствующих
полноценному развитию и становлению личности обучающихся. Предметом
психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины
нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование
проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью
отслеживания результативности принятых мер.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим
направлениям:
·
диагностика
познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая
моторика);
·
диагностика
эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи,
тревожность, готовность к школе);
·
диагностика
коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое
заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает
родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к
специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в
детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными
детьми.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы работы: наблюдение, опросные методы, тестирование
3. Коррекционно-развивающая работа – активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности.
Осуществляется на основе совместной деятельности педагогов, родителей (законных
представителей).
Включает в себя следующие формы работы:
·
Групповые
психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной
сферах), развивающие игры;
·
Индивидуальные
психокоррекционные занятия;
·
Занятия
по подготовке детей к обучению в школе.
Основные методы коррекционной работы:
·
индивидуальная
игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с
песком, сюжетно-ролевые игры;
·
сказкотерапия:
чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно
с ребенком;
·
куклотерапия:
проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
·
арт-терапия:
работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
·
релаксационные
упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование
визуальных образов.
4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, родителям
(законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития,
воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
5.Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений
дезадаптации обучающихся и воспитанников, разработка конкретных рекомендаций
психологическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
6. Психологическое просвещение – формирование у учащихся и
воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников
начальной школы - детского сада потребности в педагогических знаниях, желания
использовать их в интересах собственного развития, своевременное предупреждение
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Проводится в
виде семинаров, выступлений на методических объединениях, педагогических
совещаниях, родительских собраний, классных часах.
Формы работы психолога с педагогическим коллективом
подразделяются на:
1. Групповые занятия, которые включают в себя
педагогические часы, тренинги, собрания;
2. Индивидуальные занятия.
Формы работы психолога с родителями подразделяются на:
1. Групповые занятия (родительские собрания,
анкетирование, опрос родителей);
2. Индивидуальные (консультации по вопросам полноценного
развития и становления личности ребёнка);
3. Наглядно-информационные (информационные проспекты для
родителей,
памятки, буклеты).