Работа
по выявлению и развитию способностей учащихся*: Ребенок – это маленький росток,
который нуждается в уважении к себе как
к личности и поддержке его инициативы. У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики, надо
только отыскать их, затронуть. Чтобы они зазвенели веселым звоном. Выявление одаренных детей –
это не одномоментный отбор, а продолжительный процесс, связанный с анализом
развития конкретного ребенка. Необходим постепенный, поэтапный поиск
способностей учащихся в процессе обучения, их выявление, а затем уже
составление индивидуального образовательного маршрута, плана мероприятий по
развитию и усовершенствованию способностей. С момента начала педагогической деятельности мною
ведется следующая работа по выявлению и развитию способностей детей дошкольного
возраста:
Способы выявления способностей учащихся
|
Способы развития способностей воспитанников
|
Психолого-педагогические
исследования
|
v Диагностика адаптации детей в
ДОО;
v Диагностика особенностей
личности, типа одаренности;
v Системное наблюдение за детьми из
группы в группу;
v Педагогическое наблюдение за
индивидуальными проявлениями детей, анализ успехов и достижений
воспитанников, работа с родителями.
|
Организация
учебного процесса
|
v
Организация образовательного процесса с учетом
становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности,
неповторимости;
v
Создание предметно-пространственной развивающей среды, способствующей выявлению
и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
v
Создание условий развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности;
v
Проведение не стандартных НОД;
v
Включение в учебный процесс выполнения заданий
повышенной сложности (индивидуальная работа с одаренными воспитанниками,
создание для них повышенной «учебной нагрузки»;
v
Участие в проведении тематических недель для повышения
мотивации к познавательной деятельности;
v
Организация и проведение интеллектуальных марафонов,
игр, викторин, различных предметно-ориентированных конкурсов с целью выявить
и развивать способности более талантливых воспитанников, предоставить
возможность всем желающим проверить свои знания в условиях соревнования;
v
Вовлечение детей в проектно-исследовательскую
деятельность;
v
Обучение детей самооценке результатов своей работы,
формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и
результатов.
|
Выявление
и развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету
|
v
Ведение
активной работы посредством организации и проведении различных занятий и мероприятий
в интересных форматах: интерактивные экскурсии, конкурс видеороликов, мастер-классы,
виртуальный музей, КВН, квесты, шоу-программы по аналогии передачи «Минута
славы», интервью; акции, челленджи, мьюзиклы, дефиле.
v Организация и проведение коллективно-творческих
дел: концерты, фольклорные праздники, развлечения, Фестивали, Неделя
бурятского языка, ёхор итд.
|
Организация совместной работы с родителями по
мотивированию детей, внимательному отношению к интересам детей.
|
Безусловно, семья должна быть
социально-активным участником образовательного процесса, когда родители
мотивируют и проявляют истинный интерес к образованию и развитию ребенка,
поддерживают и создают все условия для успешного становления личности
ребенка. С родительской общественностью проводятся такие мероприятия, как:
v . Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса;
v
Психолого-педагогическое сопровождение семьи;
v
Организация информационной среды для родителей;
v Вовлечение родителей в совместную практическую деятельность с детьми
(участие во всех видах деятельности);
v
Участие в проектной деятельности;
v
Проведение мастер-классов для детей;
v Оказание
психолого-педагогической помощи в организации, в решении проблем семейного воспитания;
v
Индивидуальная работа с семьями, консультации;
v
Анкетирование семей;
v
Разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью
демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка.
|