«Гении не падают с
неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться...» Эта мысль мне
очень близка, поскольку считаю, что каждый ребенок имеет свой особенный дар,
огромный потенциал и талант.
Выявление одаренных
детей – это не одномоментный отбор, а продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка. Необходим постепенный, поэтапный поиск
способностей детей в процессе обучения, их выявление, а затем уже составление
индивидуального образовательного маршрута, плана мероприятий по развитию и
усовершенствованию способностей.
С момента начала
педагогической деятельности мною ведется следующая работа по выявлению и развитию
способностей детей дошкольного возраста:
Способы
выявления способностей воспитанников
|
Способы
развития способностей воспитанников
|
Психолого-педагогические
исследования
|
v Диагностика адаптации детей в ДОО;
v диагностика особенностей личности, типа одаренности;
v системное наблюдение за детьми из группы в группу;
v педагогическое наблюдение за индивидуальными проявлениями
детей, анализ успехов и достижений воспитанников, работа с родителями.
|
Организация воспитательно-образовательного процесса
|
v Организация
образовательного процесса с учетом становления и развития личности в её
индивидуальности, уникальности, неповторимости;
v создание
предметно-пространственной развивающей среды, способствующей выявлению и
развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
v создание условий
развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности;
v
проведение нестандартных
занятий;
v включение в учебный процесс выполнения заданий повышенной
сложности (индивидуальная работа с одаренными воспитанниками, создание для
них повышенной «учебной нагрузки»;
v участие в проведении тематических недель для повышения
мотивации к познавательной деятельности;
v организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр, викторин, различных предметно-ориентированных конкурсов
с целью выявить и развивать способности более талантливых воспитанников,
предоставить возможность всем желающим проверить свои знания в условиях
соревнования;
v вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность;
v обучение детей самооценке результатов своей работы,
формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и
результатов.
|
Выявление и
развитие творческих способностей воспитанников
|
v Ведение активной
работы посредством организации и проведении различных занятий и мероприятий в
интересных форматах: интерактивные экскурсии, конкурс видеороликов,
мастер-классы, литературная гостиная, виртуальный музей, КВН, квесты,
шоу-программы по аналогии передачи «Минута славы», интервью;
v организация и
проведение коллективно-творческих дел:
концерты, праздники, развлечения.
|
Организация совместной работы с родителями по мотивированию
детей, внимательному отношению к интересам детей.
|
Безусловно, семья должна быть социально-активным участникам
образовательного процесса, когда родители мотивируют и проявляют истинный
интерес к образованию и развитию ребенка, поддерживают и создают все условия
для успешного становления личности ребенка. С родительской общественностью проводятся
такие мероприятия, как:
v ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного
процесса;
v психолого-педагогическое сопровождение семьи;
v Организация информационной среды для родителей;
v Совместная практическая деятельность детей и родителей;
v вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми (участие во всех
видах деятельности);
v участие в проектной деятельности;
v проведение мастер-классов родителями для детей;
v оказание психолого-педагогической помощи в организации, в решении проблем
семейного воспитания;
v индивидуальная работа с семьями, индивидуальные встречи с родителями;
v анкетирование семей;
v участие в проведении родительских собраний, общего родительского
собрания, Дня самоуправления, Дня открытых дверей;
v разработка
механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации
достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития
ребенка.
|